Воскресенье, 15.12.2024, 22:40

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Владимир

Князь Святослав III Всеволодович. Георгиевский собор Юрьев-Польского

Святослав III Всеволодович


Князь Святослав III Всеволодович

Святослав Всеволодович (27 марта 1196 г. - 3 февраля 1252 г.) - великий князь владимирский (1246—1248 гг.), сын Всеволода Юрьевича, в крещении Гавриил.
Супруга - княгиня Евдокия Давыдовна Муромская, дочь князя Муромского Давыда Юрьевича и его супруги княгини Февронии (в монашестве Евфросинии), которые являются почитаемыми святыми Петром и Февронией, покровителями семьи в России.
Свою жену Евдокию князь Святослав отпустил в 1228 г. в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём же была похоронена, останки находятся там и сейчас.
Сын: Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой.

Князь Новгородский 1200 - 1206 гг.
Четырёхлетним ребёнком он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменён старшим братом,Константином в 1206 г. и снова возвращён в Новгород в 1208 г.

Князь Юрьевский 1212 - 1238 гг.
После смерти Всеволода III Большое Гнездо город Юрьев стал центром небольшого удельного княжества, принадлежавшего внуку Юрия Долгорукого князю Владимиру Всеволодовичу. Будущий юрьевский князь Святослав Всеволодович находится при дворе своего брата и князя владимирского Юрия Всеволодовича, но затем бежит ко двору его противника Константина, князя ростовского и старшего из сыновей Всеволода. Зимой Владимир Всеволодович, не желаяя княжить в Юрьеве, бежал на Волок и переходит на сторону Константина, при поддержке которого позднее становится князем Москвы.
Юрий отдал Юрьев брату своему Святославу.
Владимира Юрий выдворил из Москвы и направил князем в Приднепровье, в Переяславль Южный.

21 апреля 1216 г. на реке Гзе произошла знаменитая Липицкая битва, где Мстислав Удалой с Константином Всеволодовичем, предводительствуя новгородцами, разбили суздальскую дружину Юрия Всеволодовича.
В 1220 г. Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция была речной и закончилась победой русских войск у Ошеля. Взятие Болгарского города Ошеля на Волге после отчаянного сопротивления и пожара произошло 15 июня 1220 года. В тот же день была страшная буря, и только к ночи Святослав добрался до своих лодок на Волге и на другой день отплыл среди болгар, выжидавших его по берегам Волги и у Исад. Благополучный исход дня 16 июня, проведенного в лодках среди Волги, заставил князя с благодарностью вспомнить впоследствии покровителя на воде Святителя Николая и Св. Тихона епископа Амафунтского, память которого церковь празднует 16 июня: их изображения из камня он поставил возле распятия (см. «Святославов крест»).
В 1222 г. Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена.

В 1224 г. был сооружен «Святославов крест» Святославом Всеволодовичем (или в лето 6732 от сотворения мира). В 1218 году пришел из Царьграда во Владимир к брату нашего Святослава – Константину Полоцкий епископ, и принес ему «етеру часть от страстей от Господень, яже нас ради Владыка Иисус Христос пострада (т.е. часть древа Креста Господня) и мощи святого Логгина мученика сотника, святей его руце обе и мощи святыя Марии Магдалины». Константин поставил их в монастыре Вознесения перед золотыми воротами, а затем в воскресенье, 16 октября 1218 года, крестный ход из Владимирского кремля двинулся к монастырю. Епископ взял на голову свою «святую раку и тако возвратишася в град к Святому Димитрию». Событие было из ряду вон выходящее для того времени, и возможно, что в память его Константин заложил во Владимире церковь Воздвижения креста Господня. в том же году (по Спасской летописи «по двою лету) Константин скончался, и на великокняжеский престол вступил Юрий. Получил ли благочестивый Святослав частицы от вышесказанных мощей при жизни Константина, или и всю раку по его смерти, или ничего не получил, но он не мог остаться безучастным к столь важному религиозному событию: у своего креста в честь святых Логгина и Марии Магдалины поместил он и их изображения. В частности поводом для помещения жен мироносиц могло быть и имя матери князя – Мария «Всеволожская».
Этот крест почитался чудотворным, «вышиною 2 аршина 6 вершковъ, а шириною 3 арш. 1 верш., составленъ изъ пяти белыхъ камней, на которыхъ, кроме резнаго распятия, рельефомъ изображены: по правую сторону Богоматерь, жены Мироносицы и Св. Николай Чудотворецъ; а по левую: Св. Иоаннъ Богословъ, Сотникъ Логинъ въ воинскихъ доспехахъ и Св. Тихонъ Амафунский въ святительскомъ облачении. На каменной тумбе, на которой стоитъ крестъ, вырезана следующая надпись: «сооруженъ сей честный и животворящий крестъ Господенъ благовернымъ Княземъ Святославомъ Всеволодовичемъ въ лето 6732» (1224). Крест находился в Крестовоздвиженском приделе.



Распятие кн. Святослава III Всеволодовича, 1224 г.

В 1226 г. Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу.

Георгиевский собор в Юрьев Польском


Георгиевский собор и река Колокша

В новопостроенной Юрием Долгоруким крепости была сооружена в 1152 г. белокаменная церковь Георгия. Судя по тому, что известные нам храмы этой поры - Георгия во Владимире, Бориса и Глеба в Кидекше, Спаса в Переславле-Залесском - довольно единообразны по своему типу, можно не сомневаться, что и первоначальная церковь Георгия в Юрьеве была таким же небольшим четырехстолпным одноглавым храмом - очень простым и суровым по внешнему облику.
Сын Всеволода III Святослав, став владетелем Юрьева и его края, разрушил в 1230 г. постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми».
С северной стороны храма князь пристроил придел-усыпальница во имя Живоначальной Троицы для себя и своего рода. Дл прохода в нее была пробита стена холодного собора и устроена небольшая дверь. В 1809 г. усыпальница через удлинение ее к востоку была переделана в Троицкий теплый Собор.


Георгиевский собор. Западный фасад.

Георгиевский собор. Западный фасад. Реконструкция Г. Дом Вагнера.

Георгиевский собор. Северный фасад. Реконструкция Г.К. Вагнера.

В 1445 г. храм обрушился. Для восстановления храма, сыгравшего столь важную роль в начальной истории строительства Москвы.
1462 г. - впервые в летописи упоминается имя купца и зодчего Василия Дмитриевича Ермолина (даты рождения и смерти неизвестны), который восстанавливал в Юрьев-Польском разрушенный Георгиевский собор.
В 1471 г. в Ермолинской летописи появилась запись следующего содержания: "Во граде Юрьеве в Польском бывала церковь камена святый Георгий... а резана на камени вси, и развалилася вси до земли; повелением князя великого, Василий Дмитриев ту церкви собрал вся изнова и поставил, как и прежде". Речь здесь идёт о восстановлении Георгиевского собора Василием Дмитриевичем Ермолиным.
Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы «поставил как и прежде».
Из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным. На сохранившемся южном фасаде собора картины можно увидеть в первоначальном виде, на северном же многие каменные блоки сложены в произвольном порядке, словно рассыпанная мозаика, хотя некоторые части картин Ермолину удалось подогнать друг к другу. Внутренняя композиция собора сохранилась, хотя здание стало ниже.




Фрагменты белокаменной резьбы Георгиевского собора




Георгиевский собор

Интерьер Георгиевского собора

В 1477 г. московский зодчий Василий Ермолин отправил в дар Георгиевскому собору Юрьев-Польского и в память о его реставрации деревянную скульптуру Святого Георгия. Сейчас она находится в экспозициях Историко-архитектурного и художественного музея города.
В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам.
В XVII в. над его западным притвором появилась шатровая восьмигранная колокольня, в западной стене которой был помещен Святославов крест.
В 1776 году рядом с Георгиевским собором была построена Благовещенская церковь, служившая до 1809 года – теплым Собором.
В 1781 г. старая колокольня была разобрана и её сменила новая большая с западной стороны собора, а храм был покрыт на четыре ската. Для Святославова креста была устроена часовня близ алтаря соборного.
В 1809 г. усыпальница через удлинение ее к востоку была переделана в Троицкий теплый Собор.
Но так как этот храм на первых порах оказался очень тесным, то в 1817 г. к нему приложили другой придел – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский). На месте храмовой иконы в нем был поставлен так называемый Святославов крест.
Теплый Троице-Крестовоздвиженский собор загромождал древний Георгиевский собор и представлял собой очень низенькую постройку с небольшими, как в обыкновенных домах, окнами на высоте одного аршина (71 см.) от земли. В нем во всякое время года было тесно и душно, даже при обычном собрании богомольцев в воскресные дни, так как при деревянных потолках высота средней части в нем – 8 аршин (569 см.), трапезной и алтарей – 5 аршин (355 см.); длина средней части в нем – 8 аршин, а до иконостаса – 10 аршин (710 см.), длина трапезной – 7 аршин (498 см.); общая же ширина всего храма около 20 аршин (14 м.). При таком небольшом размере внутренность храма затеснена арками, на которых держится деревянный потолок, низкими и довольно толстыми, перекинутыми крестообразно по два полукруга с поддерживающим их громадным каменным устроем по середине храма. Трапезная затеснена гробницами Князей, голландской печью и свечными ящиками. Благодаря такой неудовлетворительности собора многие обыватели города были лишены возможности посещать совершаемое в соборе богослужение. Приходящие сюда помолиться вынуждены бывают переносить необыкновенную духоту и тесноту, и по выходе из храма подвергаются опасности простудиться.
В 1827 г. с южной стороны Георгиевского собора была пристроена ризница, которая закрыла собой весь вид древней части собора.
Все это приносило новые разрушения и искажения древнего памятника. Только в наше время были снесены уродовавшие его обстройки, и мы теперь можем видеть целиком это интереснейшее здание.

Он очень невелик: в плане он сохранил размеры первоначальной постройки 1152 г. К боковым фасадам, как и в Суздальском соборе, примыкают притворы, перекрытые сводом с килевидной закомарой на фасаде и с плоскими угловыми лопатками. Как и в Суздальском соборе, западный притвор был больше и выше боковых: он также имел второй этаж, где находилось на богослужении княжеское семейство (как попадали сюда, пока не выяснено).
В 1250 г. при Георгиевском соборе построен Троицкий придел-усыпальница, где вскоре нашли своё упокоение юрьевские князья Святослав и Дмитрий.
Здесь, в наружной северной стене храма, теперь виден аркосолий, где в 1252 г. погребли строителя здания - князя Святослава; а в восточной стене притвора есть заложенная дверь, вводившая из притвора в княжескую «гробницу».
«Въ теплой церкви находятся гробницы Святослава Всеволодовича, во св. крещении Гавриила, скончавшагося 3 февраля 1253 года, и сына его схимонаха Димитрия, скончавшагося въ 1269 году. Гробница Святослава выкладена въ стене Троицкаго придела и находится открытою. Оба эти князя въ старинныхъ Московскихъ рукописныхъ святцахъ записаны святыми. Однакожъ они еще не прославлены такими чудесами, какъ прочие угодники Божии; почему и служатъ по нихъ одне только панихиды».
Как показали раскопки, усыпальница была маленькой одноапсидной часовней с крошечным (1,80×3,50 м) внутренним помещением. Таким образом, композиция здания в целом была асимметричной.
Интерьер собора столь же необычен. При своей небольшой площади храм очень просторен. Его квадратные без закрестий столбы расставлены широко, стены не имеют лопаток. Ощущение расчлененности пространства исчезает, оно приобретает почти «зальный» характер.
Это впечатление усиливается отсутствием хор. В западной стене храма сохранился арочный проем, выходивший во второй этаж притвора; его помещение и заменяло хоры для княжеской семьи. С пространством храма сливалось помещение алтаря, отделенное невысокой алтарной преградой с резным деисусом, и открытые притворы, увеличивающие его площадь; их низкие помещения контрастируют со свободой и высотой самого храма. Восстанавливавший собор Ермолин сделал под барабаном главы ступенчато-повышенные подпружные арки; подобная система, связанная с ярусным верхом здания, была известна русскому зодчеству уже в нач. XIII в., и возможно, что Ермолин повторил здесь первоначальную конструкцию. Она усиливала центричность, высоту и свободу интерьера. В восточной стене северного притвора уцелел собранный Ермолиным белокаменный портал входа в усыпальницу. Его сочный профиль поражает своим почти готическим характером. Два яруса высоких окон заливали храм обильным светом, он был лишен сумрачности и строгости, характерных для храмов XII века, например церкви в Кидекше.
В 1887 г. особая комиссия, образованная по ходатайству Императорской Археологической комиссии при Императорской академии художеств, признала необходимым сделать тщательный осмотр состояния Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Заниматься этим было поручено академику В.В. Суслову. По результатам деятельности комиссии составлен проект реставрации собора.

«Собору принадлежатъ здания: 1) Каменная часовня, построенная въ память избавления Императора Александра II отъ угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г. сооружена жителями гор. Юрьева и уезда, съ участиемъ воинскихъ чиновъ 3 полевой артиллерийской бригады и местной уездной команды». 2) Каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды.
Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахатной имеется 45 десятинъ.
Причтъ собора: протоиерей, два священника, диаконъ и три псаломщика. На содержание причта получается: процентовъ съ церковнаго капитала 552 руб. 17 коп. и отъ земли 900 руб., а всего до 3,652 руб. въ годъ. Дома причтъ имеетъ собственные.
Въ приходе собора числится 149 дворовъ, душъ мужескаго пола 725 и женскаго пола 843 души».


Южная сторона Георгиевского собора. Между собором и колокольней – ризничная палатка и ход на колокольню

В 1892 году была сломана обветшавшая Благовещенская церковь, построенная в 1776 году и служившая до 1809 года – теплым Собором, из ее стен были вынуты 11 камней с изображениями различных святых. Камни эти хранились при Соборе, так как они были взяты в Благовещенскую церковь из стен древнего Георгиевского храма, при постройке колокольни.

В 1903 г. Юрьев-Польский посетил всемирно известный художник Н.К. Рерих. Здесь он написал 4 этюда с видами Георгиевского собора.
В 1907 г. состоялись выборы в III Государственную Думу. Одним из депутатов от Владимирской губернии избран настоятель юрьевского Георгиевского собора священник Александр Знаменский.
В 1909 г. русский архитектор и реставратор Константин Константинович Романов, обследуя убранство Георгиевского собора, первым высказал предположение о том, что в древности собор представлял собой единое "иконографическое целое". Он заметил, что разрозненные фигуры представляют собой части некогда единой композиции. Он же первым "собрал" одну из таких композиций "Преображение", в которую вошли семь разных корней, разбросанных по южному фасаду собора.
В 1923 г. начался снос теплого собора, пристроенного ранее к древнему Георгиевскому собору.
В 1924 г. начался снос колокольни, пристроенной ранее к древнему Георгиевскому собору.
24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками.
В 1989 г. мощи юрьевского князя Святослава Всеволодовича были перенесены из Георгиевского собора в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Князь Переяславский 1228 - 1234 гг.

Ему было 32 года, когда его жена, «по совету с ним», постриглась в монашество (1228 г.), оставив ему сына князя Димитрия.
В 1229 г. Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный.
В 1230 г. князь Юрьевский Святослав приступает к перестройке созданного дедом обветшавшего Георгиевского собора, продолжавшейся 4 года.
В 1234 г. в Юрьеве-Польском на фундаменте белокаменной церкви святого великомученика Георгия был построен Георгиевский собор, «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В соборе находится рельефная композиция, называемая по традиции «Святославовым крестом», в основании которой стоит камень с надписью-посвящением Святослава Всеволодовича.

В начале февраля 1238 г. татаро-монголы взяли Владимир, затем - в течение месяца - Суздаль, Юрьев-Польский, Переяславль - всего 14 городов.

Князь Суздальский 1238 - 1246 гг. См. Суздальские князья.
В 1238 г. принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.
В 1238 г. супруга Святослава Всеволодовича Евдокия (Феодосия) пожелала уйти в монастырь. Князь исполнил её желание, и она вернулась к себе на родину - в Муром, где и постриглась в монахини.
В 1246 г. Святослав сопровождал старшего брата и великого князя Ярослава в великому хану в Каракорум.

Великий князь Владимирский 1246 - 1248 гг.
В 1246 г. умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования.
Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением.

Князь Юрьевский: 1248 - 1253 гг.
В 1248 г. он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем Хоробритом, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле Гуюка досталось Андрею Ярославичу.
В 1250 г. Святослав со своим сыном Дмитрием ездил в Орду. По мнению историка А. В. Экземплярского, это была безрезультатная поездка с попыткой возвращения великокняжеского престола. Историк В. А. Кучкин замечает, что хотя летописи не говорят явным образом о цели этой поездки, такие путешествия русских князей с сыновьями-наследниками к ханам обычно совершались тогда, когда речь шла о закреплении за Рюриковичами их княжеств-отчин. Учитывая, что внук Святослава уже носил прозвище Юрьевского, Кучкин делает предположение, что к тому времени Святослав владел Юрьевским княжеством.

В Юрьев-Польском он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила.


Михайло-Архангельский монастырь

В 1250 г. при Георгиевском соборе построен Троицкий придел-усыпальница, где вскоре нашли своё упокоение юрьевские князья Святослав и Дмитрий.
Последние дни своей жизни святой князь прожил богоугодно, в посте и молитве, чистоте и покаянии.
Скончался 3 (16) февраля 1252 года. «Паки прииде в град Юрьев-Польский и поживе прочее богоугодно в посте и молитвах, в чистоте и покаянии, в умилении и слезах, и всякими добрыми делы угождая Господу Богу и Пречистой Его Матери и всем святым. Быв четыре лета и преставися в вечный покой в лето 6760 (1252), месяца Февруария в третий день на память святого Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. И много плакаша, проводиша (тело его) честно со свещами и кандилы, и положиша тело его в соборней церкви Св. Великомученика Георгия в приделе, созданней от него. всех лет жития его было 56. Остави же по себе на княжение во граде Юрьеве-Польском сына своего благоверного князя Димитрия Святославовича».
Тело его было положено в построенном им соборе святого великомученика Георгия.


Северная сторона Георгиевского собора. На переднем плане теплый собор, пристроенный к древнему Георгиевскому.

Гробницы благоверных князей Гавриила (Святослава III) и его сына схимонаха Димитрия в юго-западной части теплого придельного собора.
Оба эти юрьевские князя издавна почитались жителями Юрьева и всей Юрьевской округи угодниками Божиими. Свое усердие к ним и почитание вся Юрьевская округа выражала постоянным совершением перед их честными гробницами панихид и кратких литий.

Мощи святого благоверного великого князя Святослава были вновь обретены в 1991 г. и положены в Свято-Покровском храме города Юрьева-Польского «идеже и до ныне лежат Богом блюдомы и исцеления дар с верою приходящи подают».


Свято-Покровский храм Юрьев-Польского

После смерти вел. кн. Святослава Всеволодовича Дмитрий Святославич начал править в Юрьеве.
Юрьевское княжество
Город Юрьев-Польский

Владимиро-Суздальское княжество.

Князь Юрий II Всеволодович. 1212-1216 гг. и 1219-1238 гг. - великий князь владимирский.
Князь Ярослав II Всеволодович. 1238-1246 гг. - великий князь владимирский.
Князь Святослав III Всеволодович. 1246-1248 гг. - великий князь владимирский.
Князь Михаил II Ярославич Хоробрит. 1248 г. - великий князь владимирский.
Князь Андрей II Ярославич. 1249-1252 гг. - великий князь владимирский.

Собор Владимирских святых.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (17.01.2013)
Просмотров: 6138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024